Натуральные ткани

Хлопок - натуральное растительное волокно, мягкое и прочное. Наличие хлопка повышает гигиенические свойства ткани, так как хлопок обладает

гигроскопичностью (впитывает влагу) и воздухопроницаемостью (пропускает воздух). Хлопок универсален. Он устойчив к воздействию тепла, легкий и имеет низкую стоимость.

Льняное волокно - натуральное растительное волокно. Ткань из льна хорошо драпируется, более прочная, но грубая на ощупь, поэтому в чистом виде лен используется редко. Например, при добавлении нити блестящего лавсана, лен приобретает прозрачность и блеск на свету. В последнее время широко применяются ткани, сочетающие лен с нитями, имитирующими металл.

Шерсть - волокно животного происхождения. Шерстяные ткани подвержены усадке и уплотнению, особенно под действием влаги. Шерсть сохраняет тепло и приятна на ощупь, но у некоторых людей она способна вызвать аллергию. Ткани из шерсти дорого стоят.

Шелк - имеет роскошную текстуру, способную драпироваться и переливаться на свету. Ткани из натурального шелка выгорают на солнце, их нельзя стирать, так как вода оставляет пятна на них. Современные технологии позволяют создавать ткани из смеси шелка с другими волокнами, например, хлопка, акрила. При этом внешний вид ткани не теряет роскошную текстуру, а стоимость существенно снижается.

Химические ткани

Ацетат - искусственное волокно, которое обладает аналогичными с шелком свойствами. Ацетат прочнее шелка и меньше выгорает на солнце.

Вискоза (искусственный шелк) — самое распространенное искусственное волокно. Наличие в составе вискозы способствует лучшему окрашиванию смесовых тканей. Примесь вискозы придает прочность и блеск хлопчатобумажным и шелковым тканям.

Полотна из вискозы достаточно огнеустойчивы и легко стираются.

Полиэфирные волокна (полиэстер, лавсан) практически не мнутся, не выгорают на свету, очень прочны и стойки к истиранию, устойчивы к воздействию органических растворителей. Но они плохо окрашиваются, жесткие на ощупь, электризуются. Однако современные технологии позволяют производить новые модификации этих волокон, в которых устранены многие недостатки. Удалось даже получить гигроскопичное волокно из полиэстера.

Полиамидные волокна (нейлон, капрон) также используются в качестве добавок в смесовых тканях. Они близки по свойствам полиэстеру, но отличаются повышенной электризуемостью и низкой термостойкостью.

В производстве тканей используются волокна, которые позволяют добиться определенного эффекта. Например, полипропилен включают в состав ткани, если хотят сделать ее более легкой и одновременно влагонепроницаемой. Акрил часто смешивают с более дорогими волокнами, чтобы уменьшить стоимость ткани. Спандекс или лайкру используют для улучшения драпировки, ткань становится эластичной и не мнется.

По назначениютекстильные ткани классифицируют на:

  • бытовые
  • технические

Большую часть составляют бытовые ткани. Они подразделяются на:

  • ткани для одежды (бельевые, платьевые, костюмные и т.д.)
  • декоративные ткани (мебельные, портьерные, тюлевые и т.д.)

Тюлевая ткань (от названия французского города Tulle в департаменте Коррез) – это легкая прозрачная гладкая сетчатая или узорчатая ткань. Тюль может быть из шелковой, хлопчатобумажной, полушелковой, полиэстеровой, вискозной или смесовой ткани. Тюль бывает гладкий и узорчатый.

Портьерная ткань - это более плотная ткань, которая используется для пошива штор. Портьера обычно состоит из одной или двух вертикальных полотнищ.

Текстиль для штор

В данном разделе даны определения некоторых понятий для текстиля по виду ткани и способу её обработки.

Текстиль для штор по виду ткани:

Бархат – хлопчатобумажная ткань (реже шелк или шерсть) с мягкой ворсистой поверхностью, поглощающей свет. Гофрированный бархат имеет эффектную текстуру. Парчовый бархат имеет узор, как бы выжженный на ворсе.

Батист — тонкая легкая, полупрозрачная хлопчатобумажная или льняная ткань. Она имеет шелковистый блеск, гладкую поверхность, мягкая на ощупь.

Вуаль — это гладкая прозрачная ткань, которая вырабатывается из шелковой, хлопчатобумажной или шерстяной пряжи. Вуаль бывает беленая, крашеная и набивная, лицевая сторона ткани часто украшается вышитыми рисунками.

Гобелен — тяжелая ткань плотного плетения. Характерной особенностью гобелена являются рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями.

Дамаст — ткань, похожая на парчу, но менее рельефная. Ее ткут из хлопковых, шелковых, шерстяных или искусственных волокон.

Мадрасский хлопок — это ярко окрашенная хлопчатобумажная ткань в клетку или в полоску.

Миткаль — это тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. В результате соответствующей отделки из него получают ситец, муслин и др.

Муар — это ткань чаще всего на шелковой или ацетатной основе. Рисунок наноситься на однотонную ткань через горячие гравировальные цилиндры, которые изменяют направление нити, образуя характерный рисунок.

Муслин — тонкая мягкая шелковая или хлопчатобумажная ткань. Вощёный муслин обладает ровным блеском и некоторой жесткостью, благодаря вощению (технологический прием обработки ткани). Крапчатый муслин — это вид муслина с выпуклым точечным узором.

Парча — изысканная ткань из шелковых или искусственных волокон. Имеет рельефный тканый рисунок, выполненный на специальном станке.

Пейсли — шерстяная ткань с характерным (огурцовым) рисунком.

Плюш — старинный вид бархата с более длинным, но редким ворсом. Вырабатывается из шерсти и мохера с добавлением небольшого количества хлопка. Сейчас для его производства используют также искусственные волокна.

Сатин — хлопчатобумажная ткань с особым видом переплетения, гладкая с легким блеском.

Сетка — ажурная ткань, обычно вырабатывается из искусственных волокон.

Ситец вырабатывается из хлопка. Вощеный однотонный ситец используется для контрастной отделки или в качестве основной ткани.

Сукно – крашеная зеленая, реже красная фланелевая ткань. Сукно выгорает на солнце.

Тафта – тонкий с эффектом хруста шелк со специфической выработкой, называемый «бумажная тафта». Ткань сильно мнется. Тафта также производится из искусственных волокон.

Тик – ткань в полоску, характеризуется оригинальной текстурой в «ёлочку». Ранее вырабатывался из белых нитей, сейчас бывает самых разных цветов.

Ткань в рубчик – шёлковая ткань, имеющая рельефный рубчик, расположенный по долевой нити.

Ткань из Жуйи — хлопчатобумажная или льняная ткань с рисунком на тему французских пасторалей*. Вошла в моду в XVIII веке, была выработана во французском городе Жуйи.

Пастораль — идеализированное изображение пастушеской жизни, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

Хлопчатобумажная парусина — это плотный хлопок кремового цвета.

Хлопчатобумажный батист – тонкий хлопок с выработкой, похожей на шелк.

Холст (мешковина) — ткань из смеси хлопчатобумажных и льняных волокон средней плотности.

Холст – полотно из тканого льна с примесью хлопка.

Чесуча (шантунг) — ткань из дикого шелка с неоднородной текстурой, впервые выработанная на ручном станке в провинции Китая Шантунг.

Чесучовый шёлк – дикий шёлк. Плохо поддается окрашиванию.

Шотландка – шерстяная ткань с особым видом клетчатого узора специфических цветов, символизирующих принадлежность к тому или иному шотландскому клану. Ткань плотная и светонепроницаемая.

Текстиль для штор по способу обработки:

Батик — это не ткань, а ручная роспись по ткани. Во время нанесения краски, используются устойчивые к ее воздействию специальные вещества и воск. На ткани остается характерный рисунок. Подобным образом обрабатывается хлопок, шелк, бархат и т.д.

Вышивка шерстью на ткани — это декорированная вышивка из шерстяной пряжи по ткани, которая используется для пошива штор и покрывал.

Икат – это сложнейшая техника тканых рисунков, которая выполняется вручную. Пучки нитей обвязываются, чтобы не допустить их окрашивания, с целью поэтапного крашения их в определенные цвета. Процесс повторяют для каждого цвета отдельно, от светлых тонов к темным, до тех пор, пока на пряжу не будут перенесены все цвета рисунка. В результате получается узор с размытыми контурами.Ткани, выполненные в технике икат, бывают смесовыми или из чистого шелка и хлопка.

Кружево — текстильное изделие ручной или машинной работы без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей.

Кружево «ришелье» — вид ажурной вышивки, в которой элементы узора сначала вышиваются, а затем ткань вырезается по контуру рисунка. В технике «ришелье» нитки для вышивки обычно подбираются в тон ткани.

Дизайн тканей

Дизайн ткани можно условно классифицировать:

«Абстракция+геометрия» — это ткани с элементами геометрических фигур, ломаных линий, спиралей и т.п.

«Гладкоокрашенные» – это однотонные ткани, то есть ткани без рисунка.

«Детские» – это ткани с изображением героев мультфильмов, различных игрушек, животных, географических карт и т.д.

«Классика» — это ткани с типичным традиционным дизайном.

«Флористика» – это ткани с элементами растений (цветы, листья и т.д.).

«Этника» — это ткани с национальными элементами и орнаментами (пальмы, иероглифы, драконы и т.д.).